2a9c932b     

Кони А Ф - Некоторые Вопросы Авторского Права



Анатолий Фёдорович Кони
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Об авторском праве на письма и дневники
Статья представляет собою последние (XI и XII) разделы статьи "Авторское
право" в первом томе "Нового энциклопедического словаря" Ф.А. Брокгауза и И.А.
Ефрона (СПб., 1911). Первые десять разделов написаны М.И. Бруном. В настоящем
издании название статьи соответственно изменено редактором. Текст статьи
близок к выступлениям Кони на заседаниях Особой комиссии Государственного
Совета 27 октября, 3 и 5 ноября 1910 г. Эти выступления под названием "По
законопроекту об авторском праве" вошли во второй том "На жизненном пути"
(СПб., 1912).
Наши действующие гражданские законы (приложение к статье 420 первой части
Х тома Свода законов), говоря о праве собственности на произведения наук и
словесности, прямо относят к ним частные письма, записки и другие бумаги,
очевидно считая их литературными произведениями. Подходя, в некоторых случаях,
к таковым по форме, они не подходят к ним ни по цели, ни по источнику. В
основе литературного произведения лежит "сочинение"; недаром и ныне
действующий закон автора называет сочинителем. В это сочинение вкладываются
автором совокупная работа воображения и творческого вдохновения, уменье
пользоваться приобретенными сведениями, знание родного языка и т. д.; все это
облекается в наиболее подходящую, по мнению автора, и наиболее действующую на
читателя или слушателя форму - и в таком виде отдается на суд публики. Нельзя,
конечно, отрицать, что и в дневнике могут быть лирические места, что и в
письмах находит себе место смелый полет фантазии; но все это встречается как
исключение и имеет, так сказать, совершенно интимный характер.
Главное содержание писем и дневников - события личной жизни и данные,
почерпнутые из текущей действительности и притом, по большей части, интересные
лишь для самого пишущего или его корреспондента. Если в них и встречается
вымысел, то это не поэтическое творчество, а просто фактическая ложь или
болезненный самообман, который психологи называют "мечтательною ложью". Если
автор сочинения невольно и неизбежно представляет себе многих будущих
читателей своего произведения, то автор письма думает об одном читателе и
много-много - о кружке лиц, если только письмо его не представляет
политического, полемического или публицистического трактата, облеченного лишь
в форму письма. Отсюда интимный характер писем или чисто деловое их
содержание, отсюда описание семейных радостей и горестей и всяких мелочей
домашней жизни, отсюда, наконец, соображения и вычисления материального и
хозяйственного свойства.
Из толстой книжки писем Тургенева можно, без всякого ущерба для
содержания, извлечь maximum четыре-пять страниц, могущих остановить на себе
внимание *; из фолиантов переписки Якова Грота с Плетневым можно извлечь еще
меньше **; письма Достоевского, изданные и собранные Страховым, представляют
непрерывную цепь забот о гонораре и об уплате мелких долгов ***.
* Имеется в виду издание: И. С. Тургенев, Первое собрание писем.
1840-1883. Издание Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым,
СПб., 1884.
** Речь идет об издании: "Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым", издана
под редакцией) орд. профессора имп. Варшавского университета К.Я. Грота, тт.
I-III, СПб.. 1896.
*** Письма Ф.М. Достоевского были включены Н.Н. Страховым в сборник под
названием: "Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского",
СПб., 1883,
Редкие вспышки юмора или к



Содержание раздела