Кони А Ф - Нравственные Начала В Уголовном Процессе
А. Ф. Кони
НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
(Общие черты судебной этики)
В этом издании текст несколько сокращен, по словам составителей,
"за счет устранения некоторых повторений фактического материала".
Настоящий очерк в сущности касается вопроса педагогического, то есть
вопроса о том, не следует ли при современном состоянии уголовного процесса
расширить его академическое преподавание в сторону подробного исследования и
установления нравственных начал, которым должно принадлежать видное и законное
влияние в деле отправления уголовного правосудия.
Нет сомнения, что историко-догматическая сторона в преподавании уголовного
процесса везде должна занимать подобающее ей по праву место, но думается, что
настало время наряду с историей и догмою осветить и те разнородные вопросы,
возникающие в каждой стадии процесса, которые подлежат разрешению согласно
существенным требованиям нравственного закона - этого non scripta, sed nata
lex (Не писанный, но естественный закон). Ими у нас до сих пор почти никто
систематически не занимался, а между тем нравственным началам, как мне
кажется, принадлежит в будущем первенствующая роль в исследовании условий и
обстановки уголовного процесса. Формы судопроизводства теперь повсюду более
или менее прочно установились. Точно так же определился и взгляд на ценность,
пригодность и целесообразность различных судебных учреждений.
Законодательство, под влиянием временных ослеплений, может, конечно, отступать
назад и возвращаться к устарелым и отжившим учреждениям, но на коренные начала
правосудия - гласность, устность, непосредственность и свободную оценку
доказательств - оно серьезно посягнуть не решится.
Эти приобретения человечества куплены слишком дорогою ценою многовековых
страданий и заблуждений, чтобы с ними можно было легко и надолго расстаться.
Вместе с тем едва ли скоро человечество придумает форму суда, могущую с
прочным успехом заменить суд присяжных, или найдет возможным обходиться без
состязательного начала. Поэтому, по всем вероятиям, в будущем предстоит лишь
частичное улучшение некоторых отделов уголовного процесса и уточнение техники
производства уголовного исследования. Но рядом с этим изощрением техники
должно пойти - будем на это надеяться - развитие истинного и широкого
человеколюбия на суде, равно далекого и от механической нивеллировки отдельных
индивидуальностей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте
дряблости воли в защите общественного правопорядка. Тогда главное внимание с
полным основанием обратится на изучение нравственных начал уголовного процесса
и центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на
этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях.
Задача уголовного суда состоит в исследовании преступного деяния и в
справедливом приложении к человеку, признанному виновным, карательного закона.
Но суд не механизм и не отвлечение от жизни, а живой и восприимчивый организм,
приходящий в самое непосредственное и богатое разнообразными последствиями
соприкосновение с явлениями общежития. Он осуществляется судьею в общении с
другими сотрудниками или единолично. На различных ступенях уголовного
процесса, исследуя преступное дело и связывая с ним личность содеятеля,
оценивая его вину и прилагая к ней мерило уголовной кары, наблюдая, чтобы эта
оценка была совершаема по правилам, установленным для гарантии как общества,
так и подсудимого, судья призван прилагать все силы ума и сов